Российский президент Владимир Путин якобы уговорил главу «Роснефти» Игоря Сечина согласиться на налоговый маневр в нефтяной отрасли. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники.
Ранее Сечин в письме Шувалову, которое он отправил в конце июня 2014 года, предложил уменьшить налоговую нагрузку на нефтяной сектор с нынешних 55% выручки компаний до 45%. По его мнению, такой шаг приведет к росту инвестиций в нефтянку и в итоге увеличит доходы в российский бюджет. Сечин убежден, что нагрузка в сырьевом секторе должна быть выровнена, а налоговая политика — стать более предсказуемой.
Российский Минфин на 2015 год запланировал налоговый маневр в нефтянке, который предполагает достаточно большое снижение экспортных пошлин и акцизов на «черное золото», а также компенсирующий рост налога на добавленную стоимость (НДПИ). Все параметры ранее были согласованы с российским Минэнерго и крупнейшими нефтяными компаниями РФ. Однако реформа подверглась резкой критике главы «Роснефти» Игоря Сечина и фактически оказалась под угрозой срыва, жаловались российские чиновники, ведь глава крупнейшей нефтяной госкомпании РФ настаивал на отмене маневра.
На прошлой неделе на совещании по бюджету российский президент Владимир Путин заявил министрам, что налоговый маневр им одобрен — по сценарию Минфина и Минэнерго. Также глава РФ сказал, что согласовал это с Сечиным, пишут «Ведомости», ссылаясь на трех региональных чиновников. На этой неделе Пути проведет окончательное совещание по этому вопросу. Ни представители курирующего ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича, ни Минфина и Минэнерго, ни пресс-служба Кремля ситуацию не комментируют.
В следующем году Минфин РФ рассчитывал собрать с нефтяной отрасли 355,8 млрд рублей – в основном за счет увеличения пошлин на экспорт мазута с 66% от нефтяной до 100%. Эти доходы заложили в законе о бюджете на 2014-2016 годы. Однако неожиданно взбунтовались представители нефтянки, что заставило Минфин сделать альтернативное предложение — в виде налогового маневра. Вариантов предлагалось много, по последнему из них бюджет России получит в следующем году на 198,3 млрд рублей меньше, чем предусматривал бюджетный план: в 2016 году больше на 120 млрд, в 2017 году — на 77,8 млрд. Маржа нефтепереработки уменьшится примерно с 55 до 30 долларов с одной тонны.
«Роснефть» предлагала более оптимальный, на ее взгляд, вариант, который бы снизил налоговое бремя для компаний: компания предложила увеличить пошлины на мазут до 100% от нефтянки только к 2017 год, не очень сильно изменить НДПИ и экспортные пошлины на нефть. Но этот вариант очень сильно бы ударил по бюджетным поступлениям, потери бюджет за два последующих года по сравнению с планом составили бы около 460 млрд рублей. Поэтому переговоры явно заходили в тупиковую ситуацию.
«Варинат Сечина изначально был фантастичен, никто бы полтриллиона не отдал», — передает газета слова чиновника.
В своем письме Шувалову Сечин попытался разъяснить, почему нельзя проводить маневры. По его мнению, они резко уменьшают эффективность новых проектов, тормозят освоение целого ряда месторождений, «исключают возможность среднесрочного и долгосрочного инвестиционного планирования». Уменьшение пошлины на экспорт нефти увеличивает ее внутреннюю стоимость, что негативно отразится на нефтепереработке, хотя добытчики оказывались бы в выигрыше. В «Роснефти» очень переживали за свой проект— Восточная нефтехимическая компания (ВНХК).
Маневр должен ликвидировать небольшие НПЗ — примерно 150 из 300 заводов, согласно оценке Минфина. Однако могут пострадать и крупные нефтеперерабатывающие заводы нефтяных холдингов, включая НПЗ «Роснефти» (см. таблицы), у которых большая доля мазута в выпуске. Минфин и Минэнерго заявили, что не будут оказывать индивидуальную помощь компаниям, поскольку нет смысла проводить маневр, если не получится освободить рынок от неэффективных заводов, считает чиновник. Вполне вероятно, что ВНХК все-таки получит дополнительную поддержку, но это не факт, говорит чиновник.
Согласно оценкам Московского нефтегазового центра EY, НПЗ-заводы, которые могут быть ликвидированны, производят порядка 6 млн тонн бензина для автомобилей и 10 млн тонн дизельного топлива. Всего в прошлом году было произведено 40 млн и 71,5 млн тонн соответственно. Дефицит, который может образоваться, отчасти покроют поставки из Белоруссии, говорят в Минфие. Согласно существующим договоренностям, Минск в этом году готов поставить 3 млн тонн.
Для нефтекомпаний маневр — уже не такой негативный сценарий, чем сильное увеличение пошлин на мазут, отмечается в материалах Минфина и Минэнерго. Безусловно, по сравнению с нынешним годом прибыль снизится, но не так критично — не более чем на 3-5%. Причем это произойдет лишь в первый год, отмечали прежде в Минфине. В целом «Роснефть» может выиграть, поскольку у предприятия доля добычи достаточно велика.
В настоящий момент вносятся лишь малозначительные правки в параметры маневра, уверен чиновник, так как НДПИ увеличится не критично: к 2017 году до 918 рублей, а не до 950 рублей. Система льгот по пошлинам и НДПИ в абсолютном выражении останется неизменной.
«Судя по всему, Сечина попросили смириться», — резюмировал один из чиновников.
|